Особенности обучения взрослых

Психолого–педагогические аспекты гигиенического воспитания и обучения взрослого населения

Опыт преподавателей кафедры гигиенического воспитания, обучения и организации медицинской профилактики в области подготовки специалистов для работы с профессиональными группами и населением показал необходимость учета специфики обучения взрослого контингента.

Методические подходы к обучению взрослых людей имеют свою специфику по сравнению с обучением детей. Этим занимается наука андрогогика. Особенности обучения взрослых необходимо знать как преподавателям, осуществляющих последипломную подготовку врачей и средних медицинских работников по специальности «Гигиеническое воспитание», так и специалистам, непосредственно участвующих в процессе профессиональной гигиенической подготовке определенных контингентов.

Врачи, привлекаемые к работе по гигиеническому обучению профессиональных контингентов, должны отвечать квалификационным требованиям к специалисту и уметь решать профессиональные задачи по данному разделу работы. Они должны:

  • – уметь организовать учебный процесс в области гигиенического обучения и воспитания;
  • – иметь навыки преподавателя для освещения вопросов медицинской профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, профессионального гигиенического обучения и здорового образа жизни;
  • – иметь навыки методиста;
  • – обладать способностями коммуникатора;
  • – использовать опыт слушателя как особый ресурс, который может стимулировать процесс обучения;
  • – ориентировать программы на потребности слушателей;
  • – осуществлять связь учебных занятий с опытом учащихся;
  • – уметь соединять визуальную и вербальную информацию;
  • – уметь провести контроль знаний, включающий входное и заключительное оценивание;
  • – уметь выполнить функции стимулирования обучения взрослого.

Проектируя учебный процесс для взрослой аудитории, представляющей собой людей разного возраста, разного уровня образования, разной культуры, они должны учитывать психологические особенности обучаемого контингента, их профессиональные запросы, и уметь использовать современные технологии обучения.

Восприятие учебного материала взрослыми иное, чем у школьников и студентов. Поэтому методы, используемые для обучения детей, не всегда являются эффективными при организации обучения взрослых. Взрослых нужно учить по-другому.

Следует учитывать также, что работники, подлежащие гигиеническому обучению, часто не имеют выраженной положительной мотивации к обучению и учатся в силу необходимости или изменившихся жизненных обстоятельствах. Для большинства из них учеба сама по себе не является желанной целью.

Тем не менее, взрослых учащихся можно заинтересовать учёбой. Если преподавателю удастся развить интерес к предмету, продемонстрировать на ранней стадии, что обучение будет полезным, а также гарантировать малый риск, можно убедить некоторых нежелающих учиться людей. Иногда определение позитивных и негативных ожиданий учащихся может прояснить ситуацию и увеличить их мотивацию и активное участие в процессе обучения.

Взрослых учащихся нужно учить, так чтобы они знали, «как действовать», каким образом решать или рассматривать конкретные проблемы, как использовать свои знания в повседневном профессиональном опыте, т.е. им требуется практичность и актуализация материала.

Они ценят время, стремятся рационально его использовать. Поэтому им необходимо освоить надежные и эффективные способы решения профессиональных задач в сжатые сроки, тогда как широкие теоретические знания становятся неэффективными.

Взрослые учащиеся имеют определенный, часто богатый социальный опыт. У них сформированы взгляды, система ценностей, отношение и мнение по поводу изучаемых вопросов. Поэтому при рассмотрении программного материала у них могут возникать специфические эмоциональные реакции.

Активное обучение — это обучение благодаря обмену и совместной деятельности. Одновременно развивается и умение общаться между собой. Если обучающиеся могут получить в учебном заведении дополнительные навыки эффективной коммуникации, активного слушания, ведения дискуссии и переговоров, то общая полезность активного обучения заметно возрастает.

Темп обучения взрослых более медленный, однако, это не означает ухудшения способности к обучению. Необходимо использовать повторы, примеры, показы, обращаться к различным органам чувств.

Чтобы запомнить и успешно использовать новую информацию, взрослым учащимся необходимо иметь возможность соотнести новые идеи с уже известными им фактами.

Требующие быстрого исполнения сложные или непривычные учебные задания затрудняют усвоение новых данных, которые они призваны объяснить или проиллюстрировать.

Медленнее усваивается новая информация, резко противоречащая тому, что считается уже известной истиной, и требующая переоценки старого материала.

Взрослые слушатели часто воспринимают ошибки как личные неудачи, отрицательно сказывающиеся на их самоуважении. В связи с этим они стараются применять известные и испытанные решения, избегая риска.

Взрослые осваивают новые знания и навыки с разной скоростью, поэтому при их обучении необходимо особое внимание уделять индивидуализации обучения, повышать самооценку и чувство собственного достоинства каждого человека.

Существует много потенциальных препятствий и сдерживающих факторов, которые могут затруднить участие взрослого в учебных программах. К категории сдерживающих факторов относятся:

  1. Индивидуальные: семья, связанные с домом проблемы, социально-экономический уровень, пол;
  2. Несовместимость (время, место);
  3. Вопросы по поводу перспективности обучения (ценность, целесообразность, качество);
  4. Беспокойство о своем авторитете, боязнь выглядеть некомпетентным в глазах окружающих, несоответствие собственного образа «солидного человека» традиционно понимаемой роли ученика (нежеланием «вернуться в детство», «сесть за парту»), отсутствие уверенности в своих способностях;
  5. Негативное восприятие ценности обучения;
  6. Отсутствие мотивации, безразличие к учёбе вообще.

Основываясь на описанных выше особенностях обучения взрослых, можно сформулировать основные рекомендации для преподавателей, соблюдение которых обеспечивает успех обучения:

  • – концентрируйтесь на проблемах “реального мира”;
  • – подчеркивайте применение знаний на практике;
  • – устанавливайте связь учебного материала с предшествующим опытом учащихся и с их целями;
  • – поощряйте споры и обмен мнениями;
  • – задавайте вопросы, подчеркивайте правильные ответы учащихся, привлекайте к ним внимание;
  • – используйте невербальные способы общения – смотрите на учащихся, улыбайтесь им, кивайте головой;
  • – давайте возможность учащимся задавать вопросы;
  • – выслушивайте мнения учащихся с уважением;
  • – в конце занятия суммируйте его содержание, активно привлекая к этому слушателей;
  • – поощряйте инициативу, усидчивость, стремление давать ответы;
  • – если ответ частично неправилен, выделите его правильную часть и поощрите слушателя;
  • – учитывайте наличие разных каналов восприятия материала и используйте максимальное их количество;
  • – показывайте то, что можно показать.

При краткосрочном образовании, каким является гигиеническое обучение профессиональных контингентов, необходимо использовать интерактивные технологии обучения и методы, учитывающие требования андрагогической модели обучения.

Мысль о технологизации процесса обучения высказал ещё Я.А.Коменский 400 лет назад. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «техническим», то есть таким, что все, чему учат, не могло не иметь успеха.

Таким образом, сформулирована важнейшая идея технологий обучения – гарантированность результата. Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, Я.А.Коменский назвал «дидактической машиной». Для неё важно отыскать:

  • — цели;
  • — средства достижения этих целей;
  • — правила пользования этими средствами.

Более всего этим условиям отвечает модульная технология организации профессионального гигиенического обучения.

В отличие от стандартного подхода к обучению, ориентированного, в основном, на передачу знаний, модульный подход нацелен на достижение определенной профессиональной компетентности, необходимой работникам в их деятельности. Содержание обучения при этом формируется на основе системного анализа, в ходе которого выявляются конкретные задачи профессиональной деятельности и гигиенические навыки и знания, необходимые для выполнения каждой из подобных задач.

Предметное содержание отдельных тем прорабатывается с обучаемыми трижды:

  • — в начале работы — при обсуждении материала вместе с педагогом;
  • — в процессе работы с раздаточным материалом, с учебной литературой, при этом предлагаются подготовленные преподавателем вопросы;
  • — в конце работы — при проверке в степени усвоения материала по ключевым аспектам темы.

Освоение модуля гарантирует достижение результата обучения — готовность к реализации профессиональной практико-ориентированной деятельности человека.

Врачи должны знать основные этапы разработки модульного курса. К ним относятся:

  • — структурирование учебного материала;
  • — выбор форм организации и методов обучения;
  • — формирование системы контроля и оценки;
  • — разработка учебно-методического обеспечения.

Структурирование модульного курса.

Первый основной этап методической работы – это структурирование курса. Данный этап предполагает разделение учебного курса на самостоятельные и логически завершенные элементы.

К основным вопросам, относящимся к этому этапу, относятся:

  • — установление целевой аудитории и на этой основе формирование блока целей курса;
  • — определение учебного содержания, включаемого в модуль;
  • — определение объема учебного материала, включаемого в модуль, и общего количества модулей.

При определении количества модулей можно руководствоваться следующими соображениями:

  • — количество модулей зависит от общего количества часов, предусмотренных учебным планом на освоение курса: чем больше количество часов, тем больше модулей можно выделить;
  • — количество модулей и, что более важно — их временные рамки, зависят от количества времени, на которое рассчитано изучение курса. Модули должны вписываться в существующий учебный график;
  • — изучение каждого отдельного модуля предполагает использование комбинации разных форм и методов обучения и завершается контролем, поэтому следует предусмотреть достаточное количество времени, необходимого для полноценной реализации модуля.

Для учебного курса, рассчитанного на изучение в течение относительно небольшого периода — 4-8 или 6-12 часов, рекомендуется выделение 3-4 модулей. Также к данному этапу относится последовательность изучения модулей.

Выбор форм и методов обучения.

Следующий этап заключается в выборе методов обучения и форм организации учебного процесса в рамках каждого модуля.

В общем случае здесь могут использоваться:

  • — традиционные (лекции, практические работы и т.д.) и активные формы (демонстрации, ролевые игры, группы «жужжания» и др.);
  • — формы с использованием информационных технологий/технических средств (мультимедийные презентации, аудио- и видеоматериалы и т.д.);

Выбор конкретных форм и методов обучения зависит от таких факторов, как:

  • — цели и содержание курса (модуля);
  • — степень готовности и опыта преподавателя использовать те или иные формы, методы или приемы обучения;
  • — состояние материально-технической базы.

Формирование системы контроля и оценка

Одним из центральных вопросов, решаемых в рамках проектирования модульного курса, является формирование системы контроля и оценки.

Основу системы контроля и оценки знаний в модульном курсе составляет определение видов контроля, к которым относятся:

  • — входной;
  • — текущий;
  • — итоговый контроль.

Текущий контроль завершает изучение каждого модуля. Он предлагается обучающимся в виде вопросов по теме модуля для получения обратной связи об уровне усвоения учебного материала.

В конце обучения обучающимся предлагаются тестовые задания. Обычно используется следующая шкала оценок:

  • — более 90% – отлично;
  • — 80-90% – хорошо;
  • — 70-80% – удовлетворительно;
  • — менее 70% – неудовлетворительно.

Разработка учебно-методической документации.

Проектирование учебных курсов на основе модульного подхода предполагает профессиональную проработку учебно-методической документации.

К учебно-методической документации курса относится подготовка:

  • — лекционного материала (учебные пособия, конспекты лекций, раздаточные материалы);
  • — контрольно-измерительных материалов (задания для аудиторной работы, тесты);
  • — организационно-методических материалов (календарно-тематический план, рабочая программа, рекомендации для слушателей по выполнению отдельных заданий, методические указания для преподавателей по проведению занятий по курсу).

Последним этапом подготовки и реализации программы обучения является окончательная оценка программы. Она позволяет определить насколько достигнуты сформулированные цели, каким образом и какие достигнуты результаты, и, наконец, как эта информация будет использоваться для усовершенствования дальнейшей работы учебного центра.

Формирование профессиональной структуры личности преподавателя, обучающего взрослых

Успешность функционирования процесса обучения взрослых во многом зависит от личности педагога, уровня его профессионально-педагогической компетентности, осознания собственной философии преподавания, его умения эффективно использовать методы и приемы при построении учебного процесса с взрослыми. Десятилетний период проведения профессионального гигиенического обучения и аттестации должностных лиц в Липецкой области показал необходимость при подготовке преподавателя гигиенического воспитания уделять внимание формированию профессиональных качеств их личности. Ниже приводится методическая разработка (пособие), разработанное специалистами Липецкой области по подготовке преподавателей для работы со взрослым населением, целью которой является формирование личности преподавателя. Основу философии преподавания составляют представления о бытии человека, осознание собственного стиля преподавания, знания о специфике контингента обучающихся, процессе обучения, о целях, формах и методах обучения. Каждый преподаватель, работающий с взрослыми, должен сформировать свои собственные философские позиции по отношению к процессу обучения вообще и к своим обучаемым, то есть сформировать свое педагогическое кредо.

Чтобы сформировать свои собственные философские позиции по отношению к процессу обучения, ответьте на ряд вопросов:

  • 1. Что я думаю о природе человека?
  • 2. Что я думаю о взрослых в роли учеников?
  • 3. Что я думаю о своей роли в качестве преподавателя, работающего с взрослыми?
  • 4. Каковы мои моральные принципы?
  • 5. Каким образом я связываю свои личностные ценности с профессиональной деятельностью?
  • 6. Как я повышаю уровень самооценки и вырабатываю способность критически к себе относиться?
  • 7. Какие основные личностные ценности лежат в основе моей профессиональной деятельности?
  • 8. Каких результатов я жду от своей деятельности?

Ответы на выше перечисленные вопросы и являются основой личных философских позиций каждого преподавателя. Показателями правильно выбранной профессиональной позиции и образовательной стратегии для педагога в сфере образования взрослых служат:

  • — открытость и доверие взрослой аудитории; высокая степень внутренней включенности слушателей в работу;
  • — устойчивость познавательной активности учащихся; искреннее обращение слушателей за помощью друг к другу и преподавателю;
  • — предъявление своей проблематики для совместного обсуждения в ходе занятий; свободное предъявление собственной позиции;
  • — желание прислушаться к мнению преподавателя.

Философские образовательные концепции

1. Р. Хамстера

Педагог, обучающий взрослых должен:

  • — максимально использовать учебный потенциал обучаемых в процессе обучения;
  • — иметь объективное и беспристрастное мнение;
  • — стремиться постоянно развивать свои умения и навыки в сфере обучения взрослых;
  • — делиться полученными знаниями, умениями и соответствующим опытом с коллегами при помощи публикаций и презентаций;
  • — одинаково хорошо относиться к своим подопечным, не обращая внимания на возраст, половую принадлежность, сексуальную ориентацию, вероисповедание и расовую принадлежность;
  • — стремиться быть самым лучшим среди преподавателей, работающих со взрослыми;
  • — относиться к коллегам с уважением, благородством, доверием и справедливостью;
  • — достойно принимать критические замечания, делать соответствующие выводы и вносить изменения в свою профессиональную деятельность;
  • — стремиться повысить свою квалификацию на протяжении всей жизни.

2. П. Грабовского

Педагог, обучающий взрослых должен:

  • — понимать и брать во внимание мотивацию и вид деятельности взрослых обучаемых;
  • — понять, что является целью обучаемых, и обеспечить достижение этой цели;
  • — уметь использовать различные методы и способы обучения;
  • — обладать навыком общения и уметь слушать; знать все о современном обществе и о его запросах;
  • — уметь расположить и использовать учебный материал;
  • — быть открытым в общении и позволять обучаемым следовать своим интересам;
  • — продолжать свое собственное образование; уметь оценивать программу обучения.

3. М. Моккера

Педагог, обучающий взрослых должен:

  • — успешно общаться с обучаемыми;
  • — устанавливать доброжелательную обстановку;
  • — найти тот стиль преподавания, который помог бы обучаемым добиться хороших результатов;
  • — провести границу между понятиями «образование взрослых» и «образование детей»;
  • — планировать обучение так, чтобы обучаемые не потеряли уверенность в себе;
  • — задействовать интересы взрослых в учебной деятельности;
  • — сделать программу обучения гибкой;
  • — стараться оценить потенциал каждого обучаемого;
  • — применять принцип посильности;
  • — подводить итог каждого урока;
  • — постоянно себя оценивать с точки зрения преподавания;
  • — постоянно стимулировать обучаемых к достижению более высоких результатов;
  • — акцентировать внимание на существенных для обучаемых темах;
  • — не бояться экспериментировать;
  • — поощрять самостоятельную работу обучаемых;

Типы преподавателей по стилю обучения

  • 1. «Просветители», обучая взрослых, несут своего рода свет в их разум.
  • 2. «Садовники» ставят перед собой цель обеспечить благоприятную атмосферу в процессе обучения и дать учащимся лишь самую необходимую информацию.
  • 3. «Тренеры» ориентированы лишь на тот материал, который понадобится их подопечным в их будущей профессии.
  • 4. «Источник информации». Его представители считают, что огромный объем информации обеспечивает компетентность и образованность слушателей.
  • 5. «Артисты». Для них обучение — это импровизация, и они не ставят перед собой определенных целей обучения.
  • 6. «Практики» предоставляют своим обучаемым возможность попытаться разрешить проблемы посредством научного исследования.

Таким образом, стиль преподавания может наложить свой отпечаток на весь учебный процесс, и не всегда это влияние может оказаться положительным. Возможно, преподаватель должен сочетать в себе несколько указанных типов, что, несомненно, поможет ему активизировать учебный процесс.

Характеристика взрослых как учащихся

  • — ориентированы на поиск информации для себя. Как правило, они обижаются, когда преподаватель указывает, что и как следует учить. Для них представ¬ляют ценность общение и обмен информацией с другими слушателями. Наиболее приемлемыми формами и методами являются: обсуждение, работа с печатным раздаточным материалом, ролевые игры, выступление гостей.
  • — эти слушатели ценят тщательно спланированный учебный процесс, где они точно знают, чему их будут учить и как им следует это учить. Пред¬почитают последовательность в учении, считают, что новый материал должен быть основан на предыдущей информации. Предполагаемые формы и методы: интерактивные компьютерные технологии, лекции, работа с раздаточным печатным материалом
  • — ориентированы на быстрый процесс получения знаний, которые реально применимы на практике. Используемые формы и методы: case study, групповые проекты, демонстрация результатов, демонстрация умений, ролевые игры

Учтите психологические проблемы взрослых слушателей:

— недостаток уверенности в себе как учащемся

Слушателя могут мучить вопросы типа: «Смогу ли сдать экзамен?», «Смогу ли я правильно заполнить необходимые документы?». Кроме этого, неуверенность связана с осознанием возрастных снижений некоторых психофизиологических функций взрослого;

— воспоминания о предыдущем формальном опыте учения

Как правило, взрослые вспоминают скучные лекции, семинары в школе, училище, институте и т.д.;

— чувство вины

Женщин преследует чувство вины за недостаток внимания семье, детям.

Требования к обучению взрослых

  • — используйте опыт слушателя как особый ресурс, который может стимулировать процесс обучения;
  • — ориентируйте программы на потребности слушателей;
  • — связывайте учебные занятия с опытом учащихся;
  • — темп сообщаемого материала должен соответствовать темпу овладения им учащимся;
  • — преставление новой информации следует давать вначале обучения;
  • — соединяйте визуальную и вербальную информацию;
  • — проводите контроль знаний, включающий входное и заключительное оценивание;
  • — выполняйте функции стимулирования учения взрослого.

Высоко квалифицированный специалист должен:

  • — понимать психологические и социальные основы любого образования, а особенно образования взрослых;
  • — понимать значение и всю сложность программ, по которым он работает, осознавать необходимость усовершенствования и понимать, что образование взрослых само по себе является очень широким понятием;
  • — уметь направлять учебный процесс в нужное русло. Сюда входят: усовершенствование целей, правильный подбор и использование различных методов преподавания, обучение людей, занимающих руководящие должности в учебных заведениях, усовершенствование учебных программ, наблюдение за деятельностью штата, оценка результатов;
  • — уметь эффективно руководить работой отдельных людей, групп людей;
  • — постоянно обучаться и самосовершенствоваться.

Образование взрослых – это демократический процесс, в котором слушатели ответственны за собственное обучение, эффективность процесса обучения во многом зависит от личности преподавателя, его преподавательской философии, знания особенностей взрослых, применения активных методов в процессе обучения.

Правила для говорящего

  • 1. Проявлять доброжелательное отношение к собеседнику. Запрещается своей речью наносить обиду, оскорбление, проявлять пренебрежение; следует избегать прямых негативных оценок личности собеседника.
  • 2. Проявлять вежливость, снимать излишнюю категоричность речи, учитывать возраст, пол, служебное или общественное положение адресата и соразмерять свои собственные социальные признаки с этими показателями партнера.
  • 3. Не ставить в центр внимания собственное «я», быть скромным в самооценках, не навязывать собственного мнения, уметь встать на точку зрения партнера.
  • 4. Проявлять внимание к адресату, подчеркивая его осведомленность в теме, предмете, речи, степени его заинтересованности,
  • 5. Необходимо уметь выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации, интересную и понятную партнеру.
  • 6. Следовать логике развертывания текста, следить за тем, чтобы вывод не противоречил посылке, чтобы следствия вытекали из причин.
  • 7. Учитывать ограниченность порога смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего: не употреблять фраз, превышающих нормы оптимальной длины (5-9 слов; от 45 секунд до 1,5 минут).
  • 8. Осуществлять отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь не только на адресата, но и на ситуацию общения в целом, на официальность или неофициальность обстановки.
  • 9. Соотносить вербальные и невербальные средства общения; ограничивать мимику и жесты с общепринятыми нормами общественного поведения и культуры речи.

13 приемов, способствующих привлечению и удержанию внимания

Выбор того или иного приема зависит от конкретной ситуации, повода, цели, обстоятельств и предмета речи, от Вашего намерения и аудитории. Думается, что применение этих приемов поможет избежать убаюкивающего эффекта.

  • 1. НЕОЖИДАННОСТЬ
    Используйте в речи неожиданную и неизвестную слушателям информацию, а также выпуклые формулировки с «оживляющим эффектом».
  • 2. ПРОВОКАЦИЯ
    На короткое время вызовите у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией, используйте этот период для подготовки слушателей к конструктивным выводам, для уточнения мысли и более четкого определения собственной позиции.
  • 3. ГИПЕРБОЛА
    Не бойтесь прибегать к преувеличению, чтобы заострить внимание аудитории к предмету; это поможет выявить причинно-следственные и условно-следственные взаимосвязи между событиями, процессами и поведением людей. Не забудьте, однако, позже уже без преувеличений четко изложить свою позицию по затронутой проблеме.
  • 4. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
    Основываясь на реальных фактах, делайте прогнозы ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, требования, пожелания.
  • 5. СОПОСТАВЛЕНИЕ ВСЕХ «ЗА» И «ПРОТИВ»
    В качестве обзора ознакомьте слушателей со всеми аргументами «за» и «против» какого-либо мнения, мероприятия, концепции и пр. После сопоставления всех аргументов найдите правиль¬ное решение проблемы, используя при этом контрастную аргументацию: «однако на самом деле…»
  • 6. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ
    Широко используйте способности партнеров принимать решения и их компетентность для выяснения предмета обсуждения; за счет постановки соответствующих вопросов вовлекайте партнеров в процесс мышления; воздержитесь от приведения собственных аргументов.
  • 7. АПЕЛЛЯЦИЯ К АВТОРИТЕТУ
    Для подтверждения правильности собственных мыслей ссылайтесь на авторитет слушателей и авторитет «опыта» (работы, жизненный, политический и исторический), а также авторитет науки
  • 8. СОПЕРЕЖИВАНИЕ
    Увлеченно описывайте события, связывающие Вас со слушателями, не упуская подробностей, важных для аудитории и темы, заставляя слушателей переживать.
  • 9. ВНЕСЕНИЕ ЭЛЕМЕНТА НЕФОРМАЛЬНОСТИ
    Учитывая предмет речи, поведайте аудитории о собственных заблуждениях, предрассудках, ошибках и их последствиях и покажите, каким образом Вам удалось избежать одностороннего подхода к той или иной проблеме и найти ее новое решение. Это позволит преодолеть сдер¬жанность и предвзятость слушателей и изменить их мнение в Вашу пользу (чтобы они не думали о Вас как о «безнадежном теоретике» или «чистом практике», «чиновнике» и т.п.).
  • 10. ДРАМАТИЗАЦИЯ
    Наглядно и увлекательно, сознательно драматизируя, изображайте обогащающие тему высту¬пления события, чтобы слушатели могли отождествить себя с действующими лицами и жизнен¬ной ситуацией. Подготавливайте, таким образом, необходимые абстракции.
  • 11. ПРЯМОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ
    Откажитесь от растянутого выступления или отступлений, если слушатели знакомы с предметом обсуждения и имеют необходимый запас предварительных знаний; говорите без обиняков, сразу же начиная с самого главного. Это позволит выиграть время для изложения проблемы.
  • 12. ЮМОР
    Не «засушивайте» свою речь. Приводите смешные, парадоксальные примеры, разбавляйте повествование шутками, забавными историями. Дайте слушателям возможность подумать и отдохнуть.
  • 13. ЭКСПРЕССИЯ
    Не отказывайтесь от средств усиления выразительности. Сознательно — особенно если Вы выступаете без заранее подготовленного текста — выбирайте такие формулировки, которые заметно отличаются от привычного стиля.