История и развитие

История и современные подходы к организации профессионального гигиенического обучения и аттестации должностных лиц и работников в Липецкой области в 1998-2012 г.г.

В 1998 году Липецкий базовый медицинский колледж (ЛБМК), ФГУ Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) в Липецкой области и ГУ ЦГСЭН в г. Липецке организовали курсы профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций на базе ЛБМК, имеющего лицензию на право образовательной деятельности. Был составлен договор о совместной деятельности между ЛБМК, ЦГСЭН в Липецкой области и ЦГСЭН в г. Липецке от 25.02.98г. В 2006 г. этот договор был пролонгирован. С 2002 года проводится профессиональное гигиеническое обучение и аттестация руководителей малого и среднего бизнеса и юридических лиц по 14 часовой программе. Обучение проводилось на базах Липецкого и Елецкого медицинских колледжей, имеющих лицензию на право образовательной деятельности.

Первые занятия были проведены Левобережным ЦГСЭН г. Липецка отделением гигиены питания для работников столовых завода «Стинол» (256 чел.), а в течение декабря 1998г. удалось организовать и направить поток слушателей в ЛБМК (первые занятия в колледже состоялись 09.12.98г.).

В начале работы курсы не имели постоянных аудиторий, занятия проводились в свободных аудиториях колледжа, если таковых не было, то в рекреациях колледжа, в ПТУ №10 (по договоренности руководителей ЛБМК и ПТУ), в ЦГСЭН, на предприятиях. Имелись немалые трудности в комплектации групп, которая могла быть от 10 до 60 человек, т.к. для обучения был выделен 1 день в неделю, наплыв слушателей происходил стихийно, и не хватало преподавателей. Обучение проводилось по единой очно-заочной программе — по гигиене питания (10ч.).

Преподавателями, согласно договору о совместной деятельности, могли быть только действующие работники ЦГСЭН (врачи и помощники санитарных врачей). На курсы их принимали по совместительству, с оплатой на договорной основе.

Не секрет, что с 1971г. гигиеническое обучение входило в обязанности специалистов санэпидслужбы и представляло собой вводный санитарный инструктаж, который проводился на предприятиях. Но, оказавшись в образовательной системе, работники ЦГСЭН столкнулись с немалыми трудностями. Если ранее они делали упор на содержании материала, абсолютно не владея основами педагогики, зачастую не владея лексическими нормами языка, то для работы в ЛБМК требовался новый более высокий качественный уровень проведения занятий. Врачи-преподаватели оказались в затруднительных обстоятельствах — проводить качественно занятия, не имея педагогических навыков в большой, плохо управляемой аудитории чрезвычайно трудно. Слушатели не были готовы к продолжительным занятиям, не имели принадлежностей для записей, бурно протестовали против проведения экзамена.

Отсутствовали технические средства обучения, аудиовизуальная аппаратура. В основном занятия проходили в форме лекций, что затрудняло восприятие материала, особенно взрослыми людьми.

Менее опытным преподавателям требовалась помощь в определении содержания, форм, методов и средств обучения. Так как в то время курсы не имели штатного методиста, то эту работу взяли на себя базовые методисты колледжа. Они провели ряд семинаров для преподавателей курсов, разработали методические рекомендации по подготовке и проведению лекций, методическое пособие «Как подготовиться к выступлению», минимум для учителя «Говорите правильно» и раздали каждому преподавателю для самостоятельного изучения.

Результатом работы курсов гигиенического обучения на период 1997 — 2000гг. стало увеличение числа обученных работников предприятий и организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды; воспитанием и обучением детей; коммунальным и бытовым обслуживанием населения в 68 раз!

За годы работы курсы гигиенического обучения приобрели четкую структуру образовательной деятельности и согласно разработанной программе развития приобрели статус Центра профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций.

С 2001 года введено первичное обучение лиц, вновь принятых на работу и повторное, имеющих большой стаж работы.

С 2000 года через современный ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» налажена централизованная поставка и реализация на объектах нормативно-методической документации, личных медицинских книжек и санитарных паспортов на автотранспорт.

Все специалисты учреждений Роспотребнадзора, работающие на курсах прошли специальную последипломную подготовку в Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова и получили сертификаты по специальности «Гигиеническое воспитание»

С октября 2007 года «Центр профессиональной и гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций», при ГОУ СПО «Липецкий медицинский колледж», реорганизован в самостоятельный ООО «Учебно-консультационный Центр гигиенического обучения».

В состав Центра вошли 12 штатных специалистов в лице:

  • директора;
  • зав. учебной частью;
  • руководителей отделений;
  • преподавателя;
  • главного бухгалтера;
  • бухгалтера;
  • секретаря учебной части;
  • дежурного администратора;
  • документоведа;
  • зав. хозяйством;
  • обслуживающий персонал.

В Центре работают преподавателями-почасовиками и преподавателями-организаторами 110 человек. Среди них 2 доктора, 11 кандидатов медицинских, 6 Заслуженных врачей РФ.

Центр имеет собственное здание, занятия проводятся в четырех учебных аудиториях на 128 посадочных мест, все они оснащены мультимедийными видеопроекторами, жидкокристаллическими телевизорами для презентационного и видео показа.

За 2008-2012г.г.подготовлено 5 тематических видеофильмов по формированию здорового образа жизни, которые успешно используются при проведении занятий.

Оформление финансовой документации осуществляется через централизованную бухгалтерию Центра.

Центр заключает договора с юридическими и физическими лицами на проведение гигиенического обучения. Ведется журнал договоров.

Преподаватели, из числа специалистов Управления Роспотребнадзора по Липецкой области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области», ведут классные журналы, ведомости обучаемых, которые сдают в бухгалтерию до 25 числа следующего за отчетом месяца, периодически обновляют методические папки и презентационные материалы по разделам гигиены. Каждый преподаватель имеет личную печать, которой заверяет личную медицинскую книжку обучаемого в конце обучения.

Заработанная плата преподавателей осуществляется путем перечисления денежных средств на магнитные зарплатные карты или сберегательные книжки.

В Центре практикуется переоформление утерянных личных медицинских книжек по уважительным причинам (кража, непреднамеренная порча, отсутствие возможности считать действительной) с восстановлением голограмм за отдельную плату.

Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области и ФБУЗ «Центром гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» выпускается журнал СЭВ (санитарно-эпидемиологический вестник), на страницах которого освещаются вопросы, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия населения области, публикуется новая нормативная документация федерального и регионального уровня, рекламная продукция. Вышеуказанный журнал реализуется руководителям предприятий, организаций и учреждений при профессиональной гигиенической подготовке по 14 часовой программе.

Деятельность Центра осуществляется на основании:

  • — Федерального Закона № 52 от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.2,11,34,36.
  • — «Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.09.05г. №569
  • — Приказа Минздрава России № 229 от 29.06.2000г. «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций».
  • — Постановления главы администрации Липецкой области № 139 от 27.08.02г. «О реализации Концепции сохранения и укрепления здоровья населения Липецкой области методами и средствами гигиенического обучения и воспитания» и об усилении мер по профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций», которым утвержден «Перечень профессий должностных лиц и работников организаций, подлежащих профессиональной гигиенической подготовки и аттестации».

Целями деятельности Центра являются:

  • — проведение гигиенического обучения декретированных контингентов с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Липецкой области;
  • — предупреждение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных и профессиональных заболеваний населения;
  • — улучшение санитарно-эпидемиологического состояния поднадзорных объектов, предупреждение нарушений санитарного законодательства;
  • — повышение санитарной культуры населения, формирование гигиенических знаний, умений и поведения, навыков здорового образа жизни у населения как важной предпосылки укрепления здоровья.

Предметом деятельности Центра является:

  • — профессиональная гигиеническая подготовка декретированных групп населения (должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения), а также в целях получения данными группами населения теоретических знаний в области профилактики инфекционных заболеваний, санитарного законодательства Российской Федерации и законодательства в области защиты прав потребителей;
  • — формирование гигиенических знаний, умений и поведения, навыков здорового образа жизни – как важной предпосылки укрепления здоровья;
  • — оказание консультационных услуг физическим и юридическим лицам, разработка и подготовка программ производственного контроля;
  • — консультационные и информационные услуги по вопросам гигиенического обучения и защите прав потребителей, распространение нормативной литературы;
  • — организация и проведение конференций, семинаров, симпозиумов;
  • — осуществление рекламной, издательско-полиграфической деятельности;
  • — осуществление других видов деятельности, не противоречащих законодательству России.

Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными федеральными законами, Центр может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, то Центр в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности.

Для достижения целей своей деятельности Центр может приобретать права, нести обязанности и осуществлять любые действия, которые не будут противоречить действующему законодательству.

Центр осуществляет свою деятельность на основании любых, за исключением запрещенных законодательством, операций, в том числе путем:

  • — проведения работ и оказания услуг по заказам юридических лиц и граждан, как в России, так и за рубежом на основании заключенных договоров или в инициативном порядке на условиях, определяемых договоренностью сторон;
  • — выполнения работ, оказания услуг в кредит, оказания финансовой или иной помощи на условиях, определенных договоренностью сторон;
  • — участия в деятельности других юридических лиц путем приобретения их акций, внесения паевых взносов;
  • — осуществления совместной деятельности с другими юридическими лицами для достижения общих целей.

Финансирование Центра осуществляется за счет средств, полученных за организацию и проведение профессиональной гигиенической подготовки должностных лиц и работников организаций. Полученные средства расходуются на:

  • — реконструкцию и оборудование здания Центра и прилегающей территории;
  • — на текущий ремонт и содержание коммуникаций, аудиторий, кабинетов Центра;
  • — приобретение необходимой мебели, оборудования, бланков, журналов, хозяйственных, канцелярских товаров;
  • — приобретение необходимой литературы, нормативно-технической документации, наглядных пособий, ТСО и др.;
  • — разработку и размножение методических и наглядных пособий для преподавателей и слушателей;
  • — оплату труда преподавателей, преподавателей-организаторов, сотрудников Центра и вспомогательного персонала;
  • — на другие цели, способствующие реализации задач, стоящих перед Центром.

Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация проводится:

  • — на базе Центра;
  • — на базах предприятий и организаций, имеющих для обучения необходимые условия;
  • — на базах территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Липецкой области и филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области».

В сравнении с 1998г. количество обученных в Центре значительно превышает количество слушателей на базах предприятий.

Планирование профессиональной гигиенической подготовки и аттестации населения производится на месяц и год, график обучения составляется на месяц.

Планы по проведению профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций составляются руководителями отделений Центра совместно с отраслевыми преподавателями-организаторами и утверждаются Директором Центра, исходя из численности населения на подведомственной территории, подлежащего гигиеническому обучению в соответствии с приказом МЗ РФ № 229 от 29.06.2000 г. и Постановлением Главы администрации Липецкой области № 139 от 27.08.2002 г.

Периодичность обучения:

— для лиц, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией мясомолочной и кремово-кондитерской продукции, детского питания, питания дошкольников — ежегодно — остальных категорий работников — 1 раз в 2 года

Расписание занятий составляется на месяц. Контроль за соблюдением расписания, выполнением педагогической нагрузки, качеством проводимых занятий осуществляют преподаватели-организаторы гигиенического обучения (по утвержденному графику) и руководителями отделений Центра.

Занятия проводятся преимущественно на базе Центра.

Слушателям сообщается по объявлению, в личной беседе или по телефону расписание занятий, форма оплаты и другие интересующие их сведения.

В день занятий в Центре прибывшие слушатели распределяются по аудиториям, проводится заполнение договоров, занятия, зачёт, оформление и выдача личных медицинских книжек.

На объектах занятия проводятся только при соблюдении следующих условий:

  • — предприятие заключает договор об обучении сотрудников, представляет список подлежащих обучению, заверенный руководителем, платёжное поручение, согласовывает с преподавателем — организатором расписание занятий. После проведения занятий преподаватель сдаёт все документы и личные медицинские книжки для оформления в Центр;
  • — оплата минимум за 20 чел (при меньшей группе действует договорная цена, и калькуляция составляется индивидуально);
  • — условия обучения, время для проведения занятий, явка слушателей обеспечиваются руководителем предприятия в полной мере.

Обучение в Центре проводится по разработанным и утвержденным Главными государственными врачами РФ и по Липецкой области программам гигиенического обучения и прилагаемым к ним сборникам методических материалов. Программы рассчитаны на специфику работы каждой профессиональной группы и включают в себя 4 обязательных раздела:

  • — основы санитарного законодательства;
  • — вопросы профилактики инфекционных заболеваний (включая модуль по профилактике гриппа, в том числе с пандемическим потенциалом);
  • — санитарные требования к устройству, оборудованию, содержанию объекта;
  • — формирование здорового образа жизни.

Большое значение в процессе обучения имеет итоговая аттестация, т.к. по своему существу она является экспертизой знаний. Отсутствие неаттестованных слушателей свидетельствует о формальном подходе к гигиеническому обучению.

Аттестация работников по результатам профессиональной подготовки проводится в форме:

  • — компьютерного тестирования (материал для программированного контроля знаний состоит из вопросов, составленных на основании программ гигиенического обучения и перечня ответов на каждый вопрос, из которых правильный один или несколько ответов);
  • — опроса с помощью тест-листов или собеседования (на предприятиях).

При положительном результате аттестации по профессиональной гигиенической подготовке отметка об ее прохождении вносится в личную медицинскую книжку и защищается голографическим знаком. При неудовлетворительном результате аттестации отметка в личную медицинскую книжку не вносится. Не аттестованные работники направляются на повторную, профессиональную гигиеническую подготовку по очной форме, не ранее, чем через 1 неделю. Сведения о прошедших профессиональную гигиеническую подготовку вносятся в компьютерную программу для анализа, планирования и оценки охвата населения гигиеническим обучением.

Методическая база представлена комплексами программ (всего – около 90), методическими пособиями, учебно-методическими комплексами, различными таблицами, пластиковыми плакатами, слайдами, комплектами дидактических материалов, видео- и CD-фильмами, а также электронной базой слайдов для мультимедийных презентаций (порядка 1000 шт.)

В Центре разработана Инструкция по делопроизводству, должностные инструкции на штатных специалистов и преподавателей-почасовиков.

В организационную структуру, обеспечивающую деятельность Центра, входят: штатные специалисты Центра, отраслевые преподаватели-организаторы, преподаватели-почасовики.

Создан Координационный Совет из числа специалистов Управления Роспотребнадзора по Липецкой области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» и «Учебно-консультационного Центра гигиенического обучения» который:

  • — организует и направляет работу Центра на достижение указанных целей и выполнение поставленных задач;
  • — разрабатывает предложения по совершенствованию работы Центра и повышению качества проводимого обучения;
  • — корректирует план работы Центра и ежеквартально анализирует его деятельность;
  • — дает рекомендации по определению стоимости гигиенического обучения с учетом инфляции, по вопросам финансирования Центра;
  • — определяет кадровый состав преподавателей-организаторов и преподавателей-почасовиков Центра;
  • — участвует в решении насущных проблем организации работы Центра;
  • — проводит работу по усовершенствованию имеющихся, разработке и утверждению новых программ гигиенического обучения, сборников нормативных и методических материалов, наглядных пособий;
  • — организует обмен опытом по работе аналогичных Центров в РФ;
  • — привлекает для анализа, консультаций, подготовки и рассмотрении вопросов необходимых специалистов.

Ежемесячно анализируется работа по профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц.

В 2004г. специалистами Центра проведен мониторинг организации занятий в медколледже и на предприятиях. Посещались занятия у всех преподавателей-почасовиков, проанализированы результаты экзаменов. Анализ результатов тестирования свидетельствовал о формальном подходе преподавателей-почасовиков к проведению лекций. Вопросы тестов с правильными ответами тщательно записывались слушателями под диктовку преподавателей-почасовиков, затем, пользуясь своими записями, аттестуемые с легкостью сдавали экзамен на «5». Не аттестованные отсутствовали.

За годы с 1997-2004г. тесты значительно устарели, возникла необходимость обеспечения курсов новыми тест-опросами. Требования к тестам часто искажались — тесты содержали менее 35 вопросов, вследствие чего уровень обученности не выявлялся. В настоящий момент заменены тесты для работников детских дошкольных и образовательных учреждений, парикмахерских, пищевой промышленности, водителей автотраспорта, работающих с вредными производственными факторами, работающих с ПЭВМ и др.

К сожалению, большинство преподавателей не сразу осознали важность овладения педагогическими умениями и навыками. Методы обучения не всегда соответствовали содержанию, специфике организации процесса обучения, качественному составу слушателей, тогда как их выбор и сочетание в значительной степени определяют эффективность процесса обучения (чаще это касается обучения на предприятиях). Большинство преподавателей не умели определить цель занятий и соответственно поставить ее перед аудиторией, не могли структурировать занятие. Безусловно, это снижало качество обучения.

В связи с этим для повышения профессиональной квалификации врачей-преподавателей были неоднократно организованы курсы усовершенствования. Так, в 2001г. на выездном цикле «Педагогика и психология» кафедры «Новых технологий обучения» СПбГМА им. И.И. Мечникова прошли подготовку 16 преподавателей.

На выездных сертификационных циклах Санкт-Петербургской госмедакадемии им. И.И. Мечникова в 2003г., 2004г., 2008-2010-11 г.г. подготовлено 186 преподавателей по специальности «Гигиеническое воспитание».

Организаторами гигиенического обучения используется опыт работы других регионов по вопросам организации и проведению профессиональной гигиенической подготовки и аттестации декретированных контингентов.

В настоящее время большинство преподавателей используют в своей работе мультимедийные технологии, что значительно улучшает качество проведения занятий.

Работа Центра по совершенствованию педагогического процесса, внедрению новых технологий, в том числе тематические демонстрации фильмов для слушателей продолжается.

Качество обучения изучается методом анкетирования на объектах надзора в процессе проведения проверки объектов.

Вопросы организации и проведения гигиенического обучения в городах и районах области заслушиваются на Коллегиях Управления Роспотребнадзора по Липецкой области и на аппаратных совещаниях у главного государственного санитарного врача по Липецкой области.

За 2000-2011г.г. в области прошли профессиональную гигиеническую подготовку 434424 человека:

За 2003-2011 г.г. 2643 руководителя предприятий, учреждений, организаций прошли профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, 90% из которых относятся к разделу гигиены питания. В последнее время стали практиковать проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации глав сельских администраций по 14 часовой программе, что позволяет расширить кругозор представителей местного самоуправления о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Пока еще в области не удалось добиться полного охвата гигиеническим обучением таких контингентов как:

  • — работники библиотек;
  • — работники химчисток;
  • — работники пунктов по приему белья;
  • — сезонные иностранные рабочие;
  • — государственные служащие;
  • — часть работников торговли непродовольственными товарами (из-за отсутствия санитарных правил).

Таким образом, внедрение в Липецкой области системы профессиональной гигиенической подготовки декретированных контингентов и гигиенической аттестации руководителей позволяет определенным образом сдерживать негативные тенденции в состоянии здоровья населения, пропагандировать здоровый образ жизни и способствовать «оздоровлению» среды обитания.